Консультация — Патентное бюро «Выгодин и партнеры»
Патентное бюро «Выгодин и партнеры»

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   

Библиотека патентного бюро
 
 
 
 
 
   

  Патентное бюро «Выгодин и Партнеры» — услуги патентных поверенных English version  


Консультация. АВТОРСКОЕ ПРАВО

Если Вы не нашли ответ на нужный вопрос, то пишите на patent-bureau@mail.ru.



(136) Вопрос:
Я певица, у меня с продюсером деловые отношения, которые мы в скором будущем планируем зафиксировать в качестве договора. Дело в том, что мы работаем только с моими авторскими песнями, которые я написала как до знакомства с ним, так и во время сотрудничества с ним. Музыка,тексты мои, аранжировка создавалась при помощи продюсера. И он обмолвился, что надо будет для его гарантии подписать такое условие, что если мы расторгаем договор, я иду в свободное плавание, автором песен так я и буду оставаться, но прав на них никаких не буду иметь. Это подразумевает,что я их не смогу исполнять на концертах? А это же мои песни!
Можно ли предложить какие-то условия, чтобы обоим сторонам в случае расторжения договора было хорошо?
С уважением, Марина
07.10.12

Ответ:
Здравствуйте, Марина.
Ситуацию можно рассмотреть как с Вашей позиции, так и с позиции продюсера.
Продюсеры обычно искушенные люди, для них это только бизнес, а для Вас, как автора - увлечение, возможно, призвание, но также и бизнес, если нет других занятий, дающих доходы.
Можно понять продюсера, когда он хочет обезопасить бизнес и вкладываемые в автора/исполнителя средства в расчете получить прибыль.
Какие у него для этого возможности и инструменты? Обычно это регистрация на себя сценического имени исполнителя или группы в качестве товарного знака. Достаточно редки на эстраде выступления под своими именами, обычно это именно сценические имена, права на которые принадлежат именно продюсерам/директорам.
Тогда продюсер может смело вкладывать средства в это имя, будучи уверен, что в случае ухода исполнителя легко найдет другого, а "публика дура" и даже не заметит этого. Примеров этому множество, в том числе среди самых известных исполнителей и поп-групп, в целях рекламы называть их не буду.

Вообще, симбиоз "певица-продюсер", как и "актриса-режиссер" бывает достаточно устойчивым и по определению слова "симбиоз" взаимовыгодным. Не боясь обвинений в гендерном шовинизме, могу сказать очевидное, что без мужчины/мужчин женщина вряд ли серьезно где-то продвинется, тем более в шоу-бизнесе, и понимание этого толкает женщин к такому симбиозу.

Поэтому то, что Ваш продюсер деликатно "обмолвился" о получении им каких-то гарантий в случае Вашего ухода, когда Вы уйдете "в свободное плавание", совершенно естественно, и даже удивительно, что он только сейчас об этом вспомнил. Может быть, почувствовал, что Вы уже оперились и скоро "встанете на крыло", а значит, будете готовы к "свободному плаванию" и вполне можете "кинуть" его, вот и решил обезопаситься.

Помимо регистрации сценического имени не себя, другим возможным инструментом определенной гарантии продюсера может быть грамотно составленный договор с своим подопечным исполнителем.
Вообще, именно с договора и должны были начаться Ваши отношения с продюсером. Так как "слова крылаты и легко улетают"(Гомер), и устные договоренности в начале отношений уже могли забыться, а ситуация измениться, поэтому одна или обе стороны могут пожелать нарушить эти договоренности.
В таком случае грамотно составленный договор(как и брачный контракт) должен цивилизованно урегулировать отношения, разрешив возможные имущественные и правовые споры.

Авторство, несомненно, по закону принадлежит в качестве неотъемлемого права самому автору. В Вашем случае, как можно понять, авторство на музыку и тексты Ваше, на аранжировку - продюсера. То есть уже налицо соавторство на конечный продукт - исполняемые песни. Значит, нужно урегулировать договором взаимоотношения в отношении авторства.

Второй вопрос - имущественные права, поскольку объекты интеллектуальной собственности имеют двойственную природу - личные неимущественные права, к последним относится авторское право и право на имя, а также имущественные права.
Именно о последних и заботится продюсер, правильно признавая Ваши авторские права, но желая распоряжаться правами на использование произведений. То есть, продолжать "делать бизнес" на этих произведениях. Причем, как можно понять из Вашего письма, на эксклюзивной основе, не давая Вам такой возможности, во всяком случае, без своего разрешения. Конечно, речь не идет об исполнении "для друзей", " в кругу семьи" и т.п., а именно в коммерческих целях.

Вы же, как можно понять, именно такое развитие событий и хотели бы, т.е. уйдя через некоторое время в "свободное плавание", свободно же и выступать со своими песнями под своим именем и пользоваться всеми дивидендами от этого. Однако при этом, как я писал Выше, продюсер ведь скорее всего тоже автор(аранжировок), и без его согласия Вам использовать песни нельзя(без переработки).
Да и пока Вы не готовы к этому, иначе не писали бы и не сомневались, а уже спокойно ушли в "свободное плавание". Поскольку не уходите, надо полагать, для этого не созрели условия - финансовые, моральные, организационные и т.д.

Таким образом, действительно назрел вопрос урегулирования отношений между Вами и продюсером, который можно разрешить именно путем составления грамотного договора. К урегулированию отношений призывают и классики, поскольку "нарушение конвенции" чревато для нарушителя и лучше не заходить на чужую территорию, а спокойно окучивать свой огород.
В таком договоре нужно отразить как вопросы авторских прав на произведения, так и имущественных прав на них, в том числе в случае Вашего "развода" с продюсером. Полагаю, вполне можно найти "какие-то условия, чтобы обоим сторонам в случае расторжения договора было хорошо", как Вы сами и пишете.
И Вы смогли бы, не боясь каких-то преследований со стороны продюсера (уже бывшего), исполнять свои произведения и получать дивиденды от этого. Как и продюсер, который в этом случае не терпел бы серьезных убытков и не вынужден был бы разрешать спорные вопросы в суде.
Успехов Вам в урегулировании отношений с продюсером и дальнейших творческих успехов в создании новых песен!

<<<Назад, к списку вопросов

  Адрес: 117218, Москва, ул. Большая Черемушкинская, 20 корп. 4, оф. 346Тел. +7 (499) 124-90-06, тел./факс +7 (499) 125-53-52
Написать письмо Схема проезда к патентному бюро
© Патентное бюро «Выгодин и партнеры», 2004
 
Rambler's Top100 Rambler's Top100