(111) Вопрос:
Добрый день.
Вправе ли торговая дочерняя компания, занимающаяся реализацией товаров материнской компании, использовать без заключения лицензионного договора товарный знак вышестоящей компании на своих бланках, рекламной продукции, на изображении печати компании?
С уважением, Виктор
09.08.10
Ответ:
Уважаемый Виктор,
торговая компания, занимающаяся реализацией товаров, может использовать товарный знак материнской компании для указания его на продукции, в рекламе и т.д., по договоренности с материнской компанией.
Глава 69 ч.4 Гражданского кодекса РФ, содержащая общие положения в отношении прав на результаты интеллектуальной деятельности, содержит нормы, регламентирующие описанную Вами ситуацию.
Согласно п.2 ст.1232 ГК «в случае, когда..средство индивидуализации подлежит гос.регистрации,..предоставление права пользования таким средством по договору также подлежит гос.регистрации. Далее в п.3 этой же статьи сказано, что «гос.регистрация права использования такого средства по договору осуществляется посредством гос.регистрации соответствующего договора».
Далее в п.6 той же ст.1232 сказано, что несоблюдение требования о гос.регистрации такого договора влечет его недействительность.
Особенности, форма и порядок регистрации лицензионных договоров о предоставлении права на товарный знак описаны в ст.1489 и 1490 ГК РФ.
Поэтому можно полагать, что при нежелании дочерней компании нести затраты на регистрацию таких лицензионных договоров, она может прибегнуть к другим договорам(поставки, комиссии и др.), в которых будет указано на использование соответствующего обозначения материнской компании, но без указания информации о том, что оно зарегистрировано в качестве товарного знака. Поскольку упоминание товарного знака, тем более с его номером регистрации, даст повод проверяющим органам ссылаться на упомянутые выше нормы закона.
Впрочем, приведенный совет нельзя считать выходом из положения, т.к. общее правило состоит в том, что все действия по распоряжению правами на объект интеллектуальной собственности, зарегистрированный в установленном порядке, также подлежат регистрации.
Поэтому повод для претензий в случае использования знака дочерней компанией без лицензионного договора всегда найдется, но затраты на его регистрацию окупаются возможностью законно учитывать затраты на маркировку, рекламу, лицензионные платежи и другие расходы, связанные с использованием товарного знака.
<<<Назад, к списку вопросов