Патентное бюро «Выгодин и партнеры»

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   

Библиотека патентного бюро
 
 
 
 
 
   

  Патентное бюро «Выгодин и Партнеры» — услуги патентных поверенных English version  


Консультация. ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ

Если Вы не нашли нужного ответа, то пишите на patent-bureau@mail.ru.




(191) Вопрос:
Добрый день, Борис Анатольевич.
В 2005 году физическое лицо для организации, работающей в сфере ресторанов быстрого питания, разработало логотип - комбинированное изображение, предназначенное для пиццерий. Есть договор подряда на изготовление рекламного продукта, эскизы и т.д. В январе 2006 была открыта первая пиццерия под этим названием. В мае 2007 года данное физическое лицо зарегистрировал свои права на данное изображение в Международном центре сертификации результатов ИС. Был выдан сертификат регистрации объекта ИС.
21.06.07г. другой компанией была подана заявка на регистрацию товарного знака в однородных классах, и было получено Свидетельство. Но зарегистрированный товарный знак оказался схожий до степени смешения с разработанным логотипом.
Сейчас дело находится в суде, т.к. разработчик логотипа (истец) утверждает, что нарушены его права, что он не давал согласия на использование своего изображения. Истец ссылается на пп.1. п.9. ст. 1483 ГК РФ, т.к. существует правовая коллизия, а именно: проблема соотношения норм, регулирующих отношения в сфере авторского права, и норм, регулирующих права на товарный знак. Кто в данном случае прав?
С уважением, Ирма
21.03.13

Ответ:
Здравствуйте, Ирма.
Для возможности дать квалифицированный совет нужно знакомиться со всеми материалами дела, т.к. Вы очень схематично описали ситуацию.
В данном случае многое, если не все, зависит от содержания договора между организацией и физ.лицом.
Фактически это договор авторского заказа(ст.1288 ГК РФ), согласно которому
"1. По договору авторского заказа одна сторона (автор) обязуется по заказу другой стороны (заказчика) создать обусловленное договором произведение науки, литературы или искусства на материальном носителе или в иной форме.

2. Договором авторского заказа может быть предусмотрено отчуждение заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано автором, или предоставление заказчику права использования этого произведения в установленных договором пределах.

3. В случае, когда договор авторского заказа предусматривает отчуждение заказчику исключительного права на произведение, которое должно быть создано автором, к такому договору соответственно применяются правила настоящего Кодекса о договоре об отчуждении исключительного права, если из существа договора не вытекает иное."

Поэтому нужно анализировать содержание договора между сторонами.
Если таким договором не была прямо предусмотрена передача всех исключительных прав на разработку, в том числе права на регистрацию товарного знака на имя заказчика, то суд вполне может пойти навстречу автору и удовлетворить его требования.
Поэтому полагаю, что истцу - разработчику логотипа, правильнее ссылаться на указанную выше норму, а не норму пп.1. п.9. ст. 1483 ГК РФ, согласно которой "Не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков обозначения, тождественные:
1) названию известного в Российской Федерации на дату подачи заявки на государственную регистрацию товарного знака произведения науки, литературы или искусства, персонажу или цитате из такого произведения, произведению искусства или его фрагменту, без согласия правообладателя, если права на соответствующее произведение возникли ранее даты приоритета регистрируемого товарного знака".
Данная норма скорее относится к случаю, когда некое лицо заведомо без согласия автора использовало его произведение, к тому же, "известное в РФ".

В описанном же Вами случае, как я полагаю, суд будет разбираться в содержании правоотношений, возникших из договора подряда(авторского заказа) между сторонами, выясняя, были ли этим договором переданы ВСЕ исключительные права, а если не все, то какие имено. Если передавались только права на разработанный рекламный продукт(рекламный проспект, листок, плакат, постер, вывеску и т.п.), то автор сохраняет свои права на другие виды использования созданного им изображения. Поэтому особой коллизии между нормами авторского права и прав на товарный знак в данном случае не вижу.

Интересно, какую позицию занял в этом споре Роспатент, зарегистрировавший товарный знак, поскольку он должен был быть привлечен к делу либо в качестве ответчика, либо 3-го лица. Учитывая правовые знания его специалистов и административный ресурс Роспатента, наличие такого союзника на стороне юр.лица должно укрепить позиции последнего в споре, поскольку Роспатент достаточно упорно держится вынесенных им решений, в данном случае решения о регистрации товарного знака.

<<<Назад, к списку вопросов

  Адрес: 117218, Москва, ул. Большая Черемушкинская, 20 корп. 4, оф. 346Тел. +7 (499) 124-90-06, тел./факс +7 (499) 125-53-52
Написать письмо Схема проезда к патентному бюро
© Патентное бюро «Выгодин и партнеры», 2004
 
Rambler's Top100 Rambler's Top100