Патентное бюро «Выгодин и партнеры»

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   

Библиотека патентного бюро
 
 
 
 
 
   

  Патентное бюро «Выгодин и Партнеры» — услуги патентных поверенных English version  


Консультация. ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ

Если Вы не нашли нужного ответа, то пишите на patent-bureau@mail.ru.




(212) Вопрос:
Если я придумываю слоганы для социальной рекламы, разве это законно - мне предъявить претензии, если вдруг мой слоган совпадёт со словесным обозначением товарного знака? Я думаю - нет! Это мне подсказывает здравый смысл. Как я думаю. закон опирается на него в первую очередь. Или не так? Мои аргументы:
1) Товарные знаки служат как средство для индивидуализации товаров или услуг. А слоган в социальной рекламе пропагандирует нрвственные, духовные, культурные и другие общечеловеческие ценности, здоровый образ жизни, борьбу за экологию. Разве можно вообще сравнивать эти словесные обозначения, когда они служат совсем разным целям. В первом случае-нажива, во втором борьба за высокие идеалы. Разве в этом случае социальная реклама может помешать индивидуализации какого-то там товара или коммерческой услуги?
2) Товарный знак находится под защитой закона о товарных знаках, а слоган защищается авторским правом. Это доказывает, что эти два объекта вообще не пересекаются юридически.Вообще товарный знак является объектом интеллектуальной собственности? Думается область его действия ограничена областью товарных знаков и не более. А так можно договориться, что фраза из любого текста (рассказ, стих, аналитическая статья и т.д.), если совпадёт со словесным обозначением товарного знака, может быть подвергнута нападениям со стороны последнего и обвинениям в нарушении его прав. И не важно когда эти тексты были написаны: до или после регистрации этого товарного знака.
3) Слоганы вообще не надо регистрировать. Тем более короткие(1-3слова) А то так слов скоро перестанет хватать. Это уже какая-то приватизация русского языка получится. Слов то не так уж много. Например словарь обыкновенного человека в среднем составляет-5-10 тысяч слов. Как тогда дальше рекламу сочинять будем?
С уважением, Михаил
03.12.14

Ответ:
Уважаемый Михаил,
с удовольствием почитал Ваше письмо, давайте разберемся с Вашими вопросами.

Сначала о Вашем вступлении/предисловии к вопросам, которое имеет характер установки(в психологии): "разве это законно - мне предъявить претензии, если вдруг мой слоган совпадёт со словесным обозначением товарного знака? Я думаю - нет! Это мне подсказывает здравый смысл. Как я думаю. закон опирается на него в первую очередь".
Если закон опирается на "здравый смысл", то это не закон, а понятие. И хотя мы живем в значительной части по понятиям, но сейчас говорим о законе.
Да и здравый смысл у каждого свой. Не сомневаюсь, что владелец товарного знака, с которым совпал Ваш слоган, также может сказать: "разве это законно- заимствовать мой знак?" Это ему тоже подсказывает здравый смысл. Так что в суде приходится доказывать, чей здравый смысл "более здравый", а точнее, ближе к закону. Не сомневаюсь, что суд примет сторону владельца знака, если признает, что обозначения сходны до смешения и относятся к однородным товарам и/или услугам.
Но уточню, что претензии владельца сходного товарного знака в данном случае предъявляются не разработчику, а владельцу и пользователю слогана, а поскольку Вы, как разработчик, работали по заказу, то претензии будут предъявляться именно к заказчику, который затем, после их удовлетворения, может предъявить их к Вам в порядке регресса.

Теперь по пунктам Вашего письма:
1) попытка разделить товарный знак и слоган в социальной рекламе не пройдет в суде, "нема дурних", как говорят украинцы. В арбитражах судьи грамотные, в Суде по интеллектуальным правам тоже не простаки заседают. И быстро Вам разложат по полочкам, что если Вы сказочное "не пей, Иванушка, козленочком станешь" считаете социальной рекламой, и "случайно" вешаете ее над/рядом с рестораном/пивной/рюмочной, то владельцы этого знака, имеющие одноименную вывеску над своим заведением, вправе преследовать Вас в административном(ст.14.10 КоАП), уголовном(ст.180 УК РФ) либо гражданском(ст.1484,1515 ГК РФ) порядке. Или сразу по всем направлениям, чтобы жизнь Вам не показалась раем, как нарушителю исключительных прав на товарный знак. И не удастся Вам доказать, что боретесь за "высокие идеалы", но им удастся доказать, что Вы незаконно ввели принадлежащий им товарный знак в гражданский оборот, поскольку индивидуализировали аналогичное им заведение.
Это только один вариант использования, их много, посмотрите п.2 ст.1484, там много видов введения товаров/услуг в гражданский оборот.

2) Товарный знак уже 6 лет под защитой Гражданского кодекса РФ, как и объекты авторского права, равно как и все другие объекты интеллектуальной собственности(ИС), отношения между ними гармонизированы и подробно раскрыты в кодексе. Перечень объектов ИС приведен в ст.1225 ГК РФ, загляните в п.1 пп.14)- товарные знаки и знаки обслуживания, а ранее в пп1) - произведения науки, литературы и искусства. Как видите, все это объекты ИС.
Насчет Вашей фразы "А так можно договориться, что фраза из любого текста (рассказ, стих, аналитическая статья и т.д.), если совпадёт со словесным обозначением товарного знака, может быть подвергнута нападениям со стороны последнего и обвинениям в нарушении его прав" можно только сослаться на определение товарного знака п.1 ст.1477 ГК РФ и процитировать, что "товарный знак - это обозначение, служащее для индивидуализации товаров и услуг". Если знак зарегистрирован в отношении конкретных товаров и услуг, например, услуг ресторанов или юридических услуг, то другие лица в отношении этих услуг применять это обозначение без разрешения владельца не могут по закону.

3)никто и не заставляет Вас регистрировать слоганы, но если Вы их делали по заказу, то для чего их заказывали? например, для рекламы? но это услуга по кл.35 МКТУ. Насчет длины слогана не согласен, не потому, что "краткость - сестра таланта"(но зачастую мачеха гонорара), а потому, что как краткий, так и более длинный слоган несут смысловую нагрузку. Мне приходилось регистрировать много разных слоганов(раз и навсегда, живите долго, на рыбалку без забот, с любовью в каждый дом, выбор без границ, все меняется к лучшему, все хорошо складывается, легко учиться, когда путешествие счастье, качество с комфортом, сделано морем, будь здоров, твори-дари и др.). Есть даже слоганы(зарегистрированы не нами) "Чтоб стоял в каждой хате" св.№247129 и целое четверостишие "Есть у птичек и букашек добрый доктор Айболит, а бухгалтерским бумажкам нужен только аудит!"св.186987.
Буквы, конечно, в русском языке всего 33, но язык-то "великий и могучий", количество сочетаний букв не поддается учету, так что творите, как известно "реклама - двигатель прогресса".

<<<Назад, к списку вопросов

  Адрес: 117218, Москва, ул. Большая Черемушкинская, 20 корп. 4, оф. 346Тел. +7 (499) 124-90-06, тел./факс +7 (499) 125-53-52
Написать письмо Схема проезда к патентному бюро
© Патентное бюро «Выгодин и партнеры», 2004
 
Rambler's Top100 Rambler's Top100