(37) Вопрос:
Добрый день!
Прошу вас помочь.
1) В чем разница между понятиями "Товарный знак" и "Знак обслуживания"?
2) Что такое "фирменное наименование" и чем оно отличается от вышеуказанных терминов?
3) Что такое "коммерческое обозначение" и чем этот термин отличается от "товарного знака", "знака обслуживания", "фирменного обозначения"?
С уважением, Василий Т.
Ответ:
Уважаемый Василий, Ваш вопрос объемный, попробуем разобраться.
Как я полагаю, соотношение между указанными Вами объектами (фирменным
наименованием и коммерческим обозначением, а также товарным знаком, знаком
обслуживания и наименованием мест происхождения товаров) следующее.
Все перечисленные объекты относятся к обозначениям и служат средством
индивидуализации участников гражданского оборота и производимой ими
продукции (товаров, услуг).
Первые два - фирменные наименования и коммерческие обозначения - служат для
индивидуализации участников гражданского оборота (фирм или индивидуальных
предпринимателей).
Фирменное наименование (фирма) - наименование, под которым предприниматель
выступает в гражданском обороте и которое индивидуализирует его среди других
участников.
Структура фирменного наименования состоит из обязательной части (корпуса
фирмы) - его организационно-правовой формы (например, ООО, ЗАО), а в отдельных
случаях также типа и предмета деятельности (государственное, частное,
муниципальное) или профиля деятельности (производственное, страховое,
научное), а также необязательной части (дополнения), например, номера (трест
№7), специального наименования ("Знамя", "Калибр"), сокращений (МТЗ, ЧТК) и других.
Коммерческое обозначение - это принятое фирмой и широко известное
наименование, символизирующее деятельность предприятия и используемое в ее
деятельности, которое охраняется без специальной регистрации (примеры - Майкрософт,
Дебенхемс, Газпром, Роснефть) и которое мы можем встречать повсеместно:
названия ресторанов, кафе, магазинов и.т.д.
Разница между описанными двумя объектами в функциях - коммерческое
обозначение обычно используется в отношениях между потребителями и
предпринимателями, а фирменное наименование - в деловых отношениях между
фирмами. Кроме того, коммерческими обозначениями могут быть не только
наименования (как с фирменными наименованиями), но рисунки, цвета, звуки и
др.
Если фирменное наименование достаточно подробно отражено в нормативной
базе (Положении о фирме 1927г., ГК РФ, "О законах об акционерных обществах и
обществах с ограниченной отвественностью и др."), то коммерческое обозначение
только упомянуто в ГК РФ (ст. 138, п. 1 ст. 1027).
В отличие от упомянутых двух объектов товарные знаки (знаки обслуживания) и
наименования мест происхождения товаров служат для индивидуализации товаров,
работ или услуг, а не участников гражданского оборота.
Если упомянутые выше фирменное наименование и коммерческое обозначение
регистрируются административными органами или вообще не регистрируются,
то товарные знаки и наименования мест происхождения товаров регистрируются
Роспатентом и без такой регистрации недействительны.
Различия также заключаются в сроке действия сравниваемых обозначений и
необходимости его продления, поскольку фирменное наименование и коммерческое
обозначения не определены сроком действия, а товарные знаки и наименования
мест происхождения товаров действуют сроком 10 лет с даты подачи заявки на
их регистрацию, с возможностью продления этого срока каждый раз на 10 лет
при условии оплаты пошлины.
Нормативная база о товарных знаках и наименованиях мест происхождения
товаров содержится в Законе " О товарных знаках, знаках обслуживания и
наименованиях мест происхождения товаров" от 1992г.
<<<Назад, к списку вопросов