(51) Вопрос:
Добрый день!
Нужна ли регистрация слогана и защищает ли авторское право незарегистрированный слоган? Какие слоганы нельзя
зарегистрировать (длина слогана, тип слов и т.д.) и как понимать термин "сходный до степени
смешения"?
С уважением, Василий
Ответ:
Уважаемый Василий, отвечаю.
Только регистрация слогана в качестве товарного знака позволит законно
вводить это словесное обозначение в хозяйственный оборот в отношении
нужных товаров и услуг и запрещать третьим лицам его незаконное
использование. Альтернативный путь защиты слогана – авторским правом,
однако такая защита, во-первых, изначально возможна только для физических
лиц, во-вторых, не предполагает использование для маркировки товаров и
услуг, в- третьих – остается неизвестной широкому потребителю без рекламы,
и в-четвертых- в отличие от товарного знака, регистрация которого
проводится государственным органом – Роспатентом, авторское право не
предполагает обязательной регистрации и поэтому труднее защищается в
судебном порядке.
К регистрации слогана те же требования, что и другим товарным знакам,
определяемые ст.1483 ГК РФ (до 2008г - ст.6 и ст7 Закона о товарных
знаках).
В частности, не регистрируются слоганы, не способные выполнять функции
товарного знака, в том числе не обладающие различительной способностью,
характеризующие товары, являющиеся общепринятыми терминами.
Также не регистрируются слоганы, исходя из защиты прав и интересов третьих
лиц, в том числе ложные и вводящие в заблуждение, а также противоречащие
общественным интересам, гуманности и морали.
Не регистрируются слоганы и по относительным основаниям, в частности,
ввиду сходства до степени смешения с ранее зарегистрированными и
заявленными на регистрацию. Такое сходство устанавливается, если
сравниваемые слоганы ассоциируются в целом, несмотря на отдельные отличия.
Однако необходимо отметить возможность регистрации сходного до степени
смешения обозначения с согласия правообладателя более ранней регистрации.
Ограничения длины слогана нет, поэтому известны регистрации даже
стихотворных слоганов, например "Есть у птичек и букашек добрый доктор
Айболит, а бухгалтерским бумажкам нужен только аудит!".
Придумывая слоган, необходимо учитывать восприятие его потребителем,
избегать двусмысленных и неустойчивых к трансформациям выражений, не
отражающих адекватно деятельность фирмы и не вызывающих отрицательных
ассоциаций. Пример негативного слогана - "Мы обуем всю страну!".
Обычный срок регистрация слогана, как и других товарных знаков, составляет
около 1 года, но Роспатентом предусмотрена ускоренная регистрация – до 4-5
месяцев в случае последующей регистрации знака по международной процедуре.
Во избежание излишних затрат важно проверить охраноспособность слогана до
его подачи на регистрацию и введения в хозяйственный оборот.
<<<Назад, к списку вопросов