(55) Вопрос:
Добрый день.
В Москве ООО имеет иностранных учредителей, фирма работает в России более трёх лет, имеет сеть магазинов в Москве и регионах, участвует в выставках. Но известно, что ни название ни логотип в России не зарегистрированы как товарный знак. Можно ли зарегистрировать фирму с таким же названием, а потом и их логотип в качестве «своего» товарного знака и сможет ли вышеупомянутая фирма оспорить это? Если да, то в какие сроки и на каких основаниях?
С уважением, Владимир
28.10.08
Ответ:
Уважаемый Владимир, попробую ответить на Ваши вопросы.
При регистрации фирмы, скорее всего, Вы не столкнетесь с трудностями, поскольку у налоговых органов нет единой базы названий фирм.
Во всяком случае, можно изменить организационную форму или добавить слово в название, в том числе малозначащее, например, "альфа", "плюс" и т.п.
При попытке же регистрации знака нужно учитывать, что экспертиза Роспатента, помимо проверки зарегистрированных и поданных на регистрацию товарных знаков также смотрит интернет на предмет известности такого наименования, в том числе среди названий фирм.
Если при этом будет найдена информация про ранее зарегистрированную фирму и использование ею своего названия или этого обозначения для маркировки продукции, то вполне вероятно, что экспертиза откажет Вам в регистрации по мотиву введения в заблуждение потребителя, со ссылкой на п.8 ст.1483 ГК РФ.
Если же в интернете практически нет информации об этой фирме, Ваш знак вполне может быть зарегистрирован.
Однако впоследствии указанная фирма может в судебном порядке оспорить эту регистрацию, опираясь на норму закона п.6 ст.1252 ГК РФ, поскольку право на фирменное наименование возникло у этой фирмы раньше приоритета Вашего товарного знака.
Кроме того, в суде указанная фирма может также ссылаться на нормы о недобросовестной конкуренции и злоупотреблении правом (ст.10 ГК РФ) со стороны Вашей фирмы.
В то же время, предсказать заранее результат такого разбирательства сложно, будут учитываться многие обстоятельства. Возможен даже вариант мирового соглашения с предоставлением лицензии на использование знака, либо с уступкой Вами знака на определенных условиях.Это может быть выгодно другой стороне, т.к. при регистрации ими знака могут быть препятствия со стороны других зарегистрированных знаков или поданных на регистрацию. Уступка же знака позволить им с минимальными потерями вводить его в хозяйственный оборот.
Если Ваша цель - доставить неприятности указанной фирме и хотя бы на время помешать ее работе, то регистраций знака такая цель безусловно достигается.
Зачастую прибегают к обеспечительным мерам, а также к обращению в административные органы (ОБЭП, прокуратуру, ФАС, Роспотребнадзор и др.).
При этом, ввиду того, что для аннулирования Вашего знака необходимо достаточное время (5-6 мес. в Палате по патентным спорам Роспатента, а далее не менее 3-5 мес. в арбитражных судах), то в течение указанного срока (около года) Вы вправе, как владелец товарного знака, препятствовать выпуску продукции под этим спорным обозначением.
С другой стороны, Вам необходимо учитывать, что при выигрыше в суде и аннулировании Вашего знака другая сторона вправе предъявить иск с возмещением убытков за причиненный ущерб. Тогда уже Вам придется прибегать к защите, а возможно, и закрывать Вашу фирму во избежание больших убытков. Иногда, собственно, для таких случаев фирмы и регистрируют, прибегая к описанным выше действиям как средствам конкурентной борьбы.
<<<Назад, к списку вопросов