Патентное бюро «Выгодин и партнеры»

 

 

 
 
 
 
 
 
 
 
 
 
   

Библиотека патентного бюро
 
 
 
 
 
   

  Патентное бюро «Выгодин и Партнеры» — услуги патентных поверенных English version  


Консультация. ТОВАРНЫЕ ЗНАКИ

Если Вы не нашли нужного ответа, то пишите на patent-bureau@mail.ru.




(71) Вопрос:
Добрый день.
Я, как начальник отдела патентов и товарных знаков, не могу согласиться с некоторыми положениями в Ваших ответах о дизайнерских разработках. По ГК РФ "товарный знак" - зарегистрированное обозначение, поэтому разработками могут являться логотипы, но не товарные знаки.
В случае с дизайнерской студией речь может идти только о произведениях авторского права, так как логотипы изначально создаются для продажи, кроме тех которые используются для индивидуализации студии как коммерческой организации. Регистрироваться последние могут только для тех товаров и услуг, которыми занимается Заявитель.
Кроме этого:
1. Вы ставите синонимами депонирование и регистрацию разработок, хотя для объектов авторского права никакой регистрации во всем мире не существует.
2.Сначала цитата: "Авторское право распространяется и на графические работы". Авторское право НЕ распространяется на товарные знаки (где на этикетках Вы видели указание на правообладателя и знак ©). В результате многих дискуссий принято мнение об исчерпании авторских прав после регистрации обозначения в качестве товарного знака.
3. Можно продавать (уступать имущественные авторские права) только разработанные обозначения. Неймсквоттинг - позорное явление российской экономики переходного периода.
4. Зачем регистрировать авторские права на ОПУБЛИКОВАННЫЕ в Интернете разработки?
С уважением, Александр Александрович
22.04.09

Ответ:
Уважаемый Александр Александрович, попробуем разобраться в поставленных Вами вопросах.
Не понял Ваш пассаж в отношении ранее действовавшего и нового законодательства о товарных знаках, т.к. товарным знаком всегда считается (и считался) зарегистрированное в установленном порядке обозначение. Без регистрации можно называть его просто обозначением, а попытки ставить знак предупредительной маркировки (ныне согласно ст.1485 ГК РФ "знак охраны товарного знака") рядом с незарегистрированным в качестве товарного знака обозначением уголовно наказуемы согласно ст.180 УК РФ.
Разработкой же может считаться как создание графического элемента, так и словесного, которые потом могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков. Разработкой словесных знаков (неймингом) занимается ныне большое количество различных фирм и частных лиц, это развитый бизнес.
Разработкой графических знаков также занимаются многие лица (дизайн-студии, рекламные агентства и т.д.). Поэтому термин "разработка" мне, начинавшему свою деятельность инженером-конструктором, также не вполне импонирует по отношению к различным творческим видам деятельности, но это всего лишь мое частное мнение, но не ошибка тех, кто их употребляет. Например, когда говорят "разработка" или "проект", имея в виду сферу кино, телевидения, шоу-бизнеса, это будет резать слух "технарю", но не изменит объективной реальности нашей жизни, а также гибкости и богатства русского языка. Так что многое, в том числе и слова, и рисунки могут создаваться для продажи, в том числе с целью последующей регистрации их в качестве товарных знаков.
По вашим комментариям:
1.Депонирование и регистрация, конечно, не одно и то же, но РАО выдает свои свидетельства "о регистрации и депонировании произведения - результата интеллектуальной деятельности", т.е. произведение депонируется и регистрируется в соответствующем реестре.
В данном случае термин "регистрация" не имеет смысла обязательно установленной государством процедуры, поскольку указывается, что регистрация производится указанной общественной организацией.
2.Нами правомерно сказано, что авторское право распространяется и на графические работы, что полностью соответствует положениям п.1.ст.1258 ГК РФ ("...объектами авторских прав являются произведения...живописи, графики, дизайна и другие произведения изобразительного искусства").
Далее нами совершенно правомерно говорилось, что "товарный знак – это форма и средство правовой охраны графического или словесного элементов, предназначенных для коммерческого использования в отношении конкретных товаров и/или услуг. Т.е. если предполагается вводить обозначение в оборот для маркировки изделий, то его нужно защищать товарным знаком". Комментарии, полагаю, не нужны, т.к. все ясно из контекста.
3.В отношении упомянутого Вами "неймсквоттинга", если понимать под ним заимствование чужих разработок, то, конечно, это явление далеко не положительное, но "на то и щука в море, чтобы карась не дремал". Это к тому, что авторы и правообладатели должны своевременно думать о средствах охраны и защиты своих разработок.
4."Регистрировать" авторские права на опубликованные в интернете разработки, конечно, не обязательно. Если, как говорил М.Жванецкий, "Вас не интересует результат". А результат - возможная потеря прав на эти разработки, долгие судебные тяжбы и т.д.
Это целесообразно, т.к. информациия в интернете "текуча" и легко исчезает, если ее не зафиксировать.
Причем "исчезнуть" или измениться она может и "задним числом", что технически нетрудно. Поэтому-то и лучше фиксировать на бумаге свои труды, поскольку "рукописи не горят".
Нам достаточно часто приходится фиксировать через нотариуса какую-либо информацию из интернета, в том числе для судов, поскольку в процессе рассмотрения дела она изменяется или исчезает с соответствующего ресурса.
Если будут появляться уточнения или комментарии по затронутым вопросам, пишите.

<<<Назад, к списку вопросов

  Адрес: 117218, Москва, ул. Большая Черемушкинская, 20 корп. 4, оф. 346Тел. +7 (499) 124-90-06, тел./факс +7 (499) 125-53-52
Написать письмо Схема проезда к патентному бюро
© Патентное бюро «Выгодин и партнеры», 2004
 
Rambler's Top100 Rambler's Top100