(91) Вопрос:
У нас холдинг: несколько юр.лиц (ООО) и ИП.
Одно из ООО зарегистрировало товарный знак, но не производит товары, а
использует как "бренд" в торговле товарами, оказании услуг, открывает
магазины и салоны под эти товарным знаком.
ИП, входящие в холдинг, открывают магазины под вывеской товарного знака,
указанного ООО.
Вопрос: необходимо ли заключать договор на использование знака, подлежит ли
он регистрации в данном случае? Ведь эти ИП входят в холдинг, и
правообладатель не возражает, что ИП используют данный товарный знак в
вывесках и рекламе. Какие последствия в правовом аспекте, в случае незаключения
такого договора?
С уважением, Анастасия
07.02.10
Ответ:
По российскому законодательству(ст.1478 ГК РФ) владельцем товарного знака
может быть только одно лицо - фирма или предприниматель(ИП). Особая норма,
касающаяся коллективного знака(ст.1510,1511 ГК РФ), распространения не
получила, хотя в принципе применима для обозначения товаров, производимых
или реализуемых входящими в объединение лицами, эти товары обладают общими
"качественными или иными" характеристиками.
Поэтому в случаях, когда владельцем бренда является управляющая компания,
целесообразно предоставлять лицензии от нее другим лицам, входящим в этот
холдинг. Это позволяет легализовать использование знака всеми лицами,
относить на затраты расходы на рекламу и продвижение знака, а также
проводить взаиморасчеты за использование знака на условиях, выгодных для
сторон.
Более того, зачастую владение знаком выводят в зарубежную компанию, куда
российские пользователи(лицензиаты) перечисляют валютные платежи.
Заключенные лицензионные договоры подлежат обязательной регистрации
Роспатентом(нормативный срок 2 мес.), при этом пошлина в отношении одного
знака составляет 10тыс.руб.
Можно обходиться другими договорами, в которых есть указание на право
пользования знака от его владельца. Это предусмотрено нормой п.2 ст.1486 ГК
РФ, где сказано, что "использованием знака признается его использование
правообладателем...либо другим лицом, осуществляющим использование товарного
знака под контролем правообладателя".
Эта норма несколько противоречит п.1ст.1490 ГК РФ, согласно которой
"...другие договоры, посредством которых осуществляется распоряжение
исключительным правом на товарный знак, должны быть заключены в письменной
форме и подлежат государственной регистрации."
Тем не менее, говорить об обязательности лицензионных договоров вряд ли
стоит, т.к. нам не известны из практики случаи преследования пользователей
знака с согласия его владельца, но без государственной регистрации
соответствующих договоров.
Так что думать нужно не об ответственности, а о пользе для сторон, т.к.
наличие зарегистрированного лицензионного договора при небольших затратах
дает ощутимые преимущества.
<<<Назад, к списку вопросов