Защита интеллектуальной собственности в России. Правовые основы, регламентирующие документы
24 ноября 2006 года Государственной Думой РФ принят и 18 декабря 2006 года подписан Президентом Федеральный закон «О введении в действие части четвертой Гражданского кодекса РФ», содержащей основные нормы в области интеллектуальной собственности.
Указанный закон вводится в действие с 1.01.2008 и с его принятием утрачивают силу ранее принятые нормативные акты в этой области, перечень которых приведен в законе.
При этом согласно ст.4 Закона до приведения правовых актов в соответствие с ч.4 Кодекса действующие законы применяются постольку, поскольку они не противоречат ч.4 кодекса.
Нормативная база в области интеллектуальной собственности до принятия ч.4 Кодекса состояла в основном из принятых в 1992г. законов «Об авторском праве и смежных правах», «Патентного закона РФ», «О товарных знаках, знаках обслуживания и наименованиях мест происхождения товаров», «О правовой охране программ для ЭВМ и баз данных», «О правовой охране топологий интегральных микросхем».
На основе этого пакета законов, а также принятых в их развитие ведомственных актов в течение 15 лет в России осуществляется правовое регулирование вопросов охраны и защиты объектов интеллектуальной собственности.
Зачастую интеллектуальную собственность (ИС) условно делят на литературно-художественную (авторские и смежные права, программы для ЭВМ, базы данных) и промышленную собственность (патенты, товарные знаки и фирменные наименования, ноу-хау). К промышленной собственности также относят коммерческую тайну, рационализаторские предложения, открытия, селекционные достижения.
В то же время, программы для ЭВМ, охраняемые авторским правом, в ряде случаев могут быть запатентованы, если, например, заявляется программно-аппаратный комплекс и программа является частью технического решения, в частности, по управлению исполнительным элементом механизма.
Понятие интеллектуальной собственности не раскрыто подробно в упомянутых нормативных документах, как и в ст.44 Конституции РФ, ст.128 и 138 ГК РФ, действующих до принятия ч.4 нового Кодекса, но на практике определяется как «совокупность исключительных прав личного и имущественного характера на результаты интеллектуальной деятельности». Этим подчеркивается двойственный характер интеллектуальных прав, что отражено также в ст.1226 нового Кодекса.
Если патентные права в России удостоверяются государством после экспертизы, проведенной Роспатентом, то в области авторских прав нет соответствующего государственного органа. Это обусловлено, в частности, самим характером этих прав, возникающих в силу самого факта создания произведения и обнародования его в любой объективной форме (письменной, устной, магнитной записи и т.д.) и тем, что для осуществления этих прав не требуется специальная регистрация. Тем не менее, зачастую российские авторы регистрируют (депонируют) свои произведения в каком-либо из коллективных обществ по управлению авторскими правами, наиболее часто в РАО (Российском авторском обществе).
Патентные же права требуют обязательной регистрации и без нее недействительны. Однако, во-первых, не все объекты могут патентоваться. Так, не патентуются открытия, научные теории, правила игр, сорта растений и породы животных, решения, противоречащие общественным интересам (например, бесполезные изобретения, наиболее выдающимся из которых присваивается т.н. «Игнобелевская премия» www.patent-bureau.ru/News/ от 28.06.06).
Во-вторых, процедура патентования длительная (1-3 года и больше) и затратная.
В-третьих, срок действия патента ограничен 20 годами (для некоторых объектов 25 лет), после чего объект становится общественным достоянием.
Поэтому зачастую целесообразнее сохранить технологию, рецепт или особенности конструкции в тайне, как это сделали, например, создатели рецепта «Кока-кола», что дает возможность неограниченного (по времени) владения исключительными правами на охраняемый в тайне объект.
При этом выбор между патентованием или сохранением особенностей разработки в тайне должен быть сделан автором (владельцем) осознанно с учетом поставленных целей, возможности сохранения в тайне и т.д.
Актуальным объектом промышленной собственности в России являются товарные знаки (торговые марки), предназначенные для обозначения товаров и услуг, в качестве правообладателей которых выступают фирмы и предприниматели-физические лица.
В последние пять лет товарные знаки (так же, как и патенты) все шире вовлекаются в хозяйственных оборот, становятся объектом инвестиций, купли-продажи (http://www.patent-bureau.ru/ForSale/), используются для вклада в уставный капитал фирм, снижения налогооблагаемой базы, вывода денежных средств за рубеж и в других целях.
Зачастую патенты и товарные знаки становятся объектом «патентных войн» или «патентного шантажа», а также «войны торговых марок» и даже средством борьбы при недобросовестной конкуренции фирм.
Возросший интерес к интеллектуальной собственности заметен по увеличению регистрируемых Роспатентом объектов ИС, усилению борьбы с пиратством и ужесточению конкуренции на рынке товаров и услуг, а также предстоящему вхождению России в ВТО, препятствием для которого ранее служило отсутствие принятой накануне 2007 года ч.4 Гражданского кодекса РФ.
Этот интерес мы видим по возрастающему количеству вопросов, приходящих на наш ресурс в раздел «Консультации» (http://www.patent-bureau.ru/Consulting/), куда интересующиеся конкретными темами могут присылать свои вопросы.
Выгодин Борис Анатольевич,
Vygodin & partners
Генеральный директор, к.т.н.
патентный поверенный РФ,
Евразийский патентный поверенный
Примечание. Статья была издана в январе 2007 года в журнале "The Angel investor". С оригинальной (отсканированной) версией материала можно ознакомиться здесь >>>
|