(145) Вопрос:
Скажите пожалуйста, правомерно ли поступила украинская фирма, зарегистрировав торговое наименование в Украине, в то
время как это торговое наименование зарегистрировано в России, Финляндии и ряде других стран? Может ли быть оспорено
решение Укрпатента, как неправомерное действие при регистрации такого торгового наименования?
С уважением, Александр
08.07.11
Ответ:
Уважаемый Александр,
полагаю, что украинская фирма не слишком интересовалась мнением о своих действиях других лиц, тем более в России.
Более того, можно предполагать, что она это делала вполне осмысленно, пользуясь известностью торговой марки в других странах, а также тем, что в Украине этой регистрации не было. Понятно, что выводить товар на рынок под чужой известной маркой существенно проще, надежнее и прибыльнее, чем пытаться раскрутить свою, вновь созданную. Такие вопросы прекрасно понимают и применяют в Украине, которая в СНГ играет ту же роль, что и Китай в мире, в отношении использования объектов интеллектуальной собственности(ОИС), принадлежащих другим лицам. Это, конечно, не значит, что в других странах, в том числе России, нет практики использования чужой ОИС, но все дело в масштабах этого явления и тенденциях построения бизнеса и в целом экономики на указанных принципах.
Чтобы понять, может ли быть оспорено решение Укрпатента, зарегистрировавшего такую торговую марку, нужен полный анализ ситуации, а конкретные данные в Вашем письме не приведены. Пока же можно только предполагать, что результат оспаривания такой регистрации будет зависеть от степени известности марки, предыдущих(или действующих) отношений владельца украинской марки с ее правообладателем/правообладателями в других странах, наличия международных договоров Украины по вопросам ОИС с этими странами, ресурсов и влияния спорящих сторон, а в значительной мере также от позиции хозяйственных судов Украины по данным вопросам.
Например, опираясь на нормы Парижской конвенции по охране промышленной собственности, можно постараться аннулировать такую регистрацию в случае, если украинская фирма была дистрибутором известной зарубежной торговой марки в своей стране, т.е. являлась агентом или представителем владельца марки из государства-участника Парижской конвенции.
Или, например, в случае, если зарубежная фирма к моменту подачи заявки уже осуществляла деятельность в Украине и была там известна, тем более в случае, когда ее название(или его отличительная часть) присутствует в торговой марке. В этом случае можно апеллировать к законодательству о недобросовестной конкуренции, а также первенстве права на фирменное наименование.
Но при этом нельзя понять и зарубежных правообладателей, которые не заботятся об охране своих прав, выходя на рынки других стран. Ведь для получения охраны торговой марки в других странах достаточно подать заявку из собственной страны, что по силам и средствам практически любой украинской фирме, не говоря о России и "западных" странах. Речь ведь идет о сумме 1-2тыс.шв.франков, т.е. нескольких десятков тысяч рублей или тысяч гривен, не являющейся критичной для фирмы. Конкретно, при подаче заявки по процедуре Мадридского соглашения из Финляндии с целью регистрации знака в России и Украине пошлина составляет 1276шв.франков(в 1 классе товаров). Почему это не было сделано заранее? Защищать же свои права обойдется гораздо дороже, т.к. услуги поверенных и адвокатов недешевы, да и пройти вероятно придется не одну судебную инстанцию.
Поэтому зачастую за криками о нарушении интеллектуальных прав видится просто желание сэкономить, или излишняя самоуверенность и самонадеянность, основанная на известности своей марки. Но все относительно, и многие зарубежные марки не прижились ни в России, ни в Украине и о них совершенно там не знают. Играет свою роль также и различный подход к регистрации марок, т.к. их регистрация в ряде зарубежных стран осуществляется по факту использования этих марок, в России и Украине же для регистрации не требуется подтверждение их использования. В результате западные фирмы, уверенные в том, что никто не может зарегистрировать марку, если не является производителем продукции в своей стране под этой маркой, сталкиваются с другой практикой, когда марки зачастую регистрируются превентивно, "про запас", с целью последующего использования, либо явно с целью шантажа владельца марки, выходящего на рынок России или Украины. Но "на то и щука в море, чтобы карась не дремал".
Успехов Вам в защите интересов истинных правообладателей.
<<<Назад, к списку вопросов