(173) Вопрос:
Добрый день, Борис Анатольевич!
Могу ли я использовать в товарном знаке имя исторической личности (например, Емельян Пугачев) или исторической личности, подлинность которой высоковероятна, но недостоверна (например, Иван Сусанин).
Не противоречит ли это п.9 (2) ст.1483 ГК?
С уважением, Ольга
14.10.12
Ответ:
Добрый день, Ольга.
Использовать имена исторических личностей в товарных знаках, по моему мнению, не только можно, но и нужно.
Тем более российских исторических личностей. Хотя бы таким путем можно мотивировать новое поколение, не слишком любящее читать, к выяснению вопроса "а кто это?" Поэтому, например, если в кафе "Иван Сусанин" или "Емельян Пугачев" будут на стенах развешаны материалы, раскрывающие подвиги этих персонажей, такой способ просвещения тоже похвален.
Использование исторических имен в товарных знаках не запрещено законом, если, конечно, каким-то образом они не будут нарушать пп.2) п.2 ст.указанной Вами ст.1483 ГК РФ по мотиву "противоречия общественным интересам, принципам гуманности и морали".
Норме же указанного Вами п.9(2) той же статьи такое использование никоим образом не противоречит, т.к. в ней сказано об использовании "имени, псевдонима или производного от них обозначения, портрета или факсимиле известного в Российской Федерации на дату подачи заявки лица , без согласия этого лица или его наследников".
Эта норма указывает на необходимость согласования с данным известным лицом(или его наследниками) как реальным современным (а не историческим) персонажем общественной, культурной или политической жизни нашего общества его имени, как личного неимущественного права данного лица.
Когда же это лицо становится достоянием истории, то как правило, Роспатент не мотивирует отказы в регистрации со ссылкой на указанную выше норму. Хотя иногда такие ссылки и бывают в формулировке "данное имя или наименование является объектом культурного наследия страны/народов России" и т.п.
Но, используя в товарных знаках исторические имена, старайтесь анализировать их смысл в отношении применения в конкретной области, т.е. проводить контекстуальный анализ и анализ на ассоциативность.
Иначе покупатели товара/потребители услуг могут воспринимать такие названия в негативном ключе.
Помните размышления О.Бендера в отношении трудностей с написанием картины "Большевики пишут письмо Чемберлену": "Удобно ли будет рисовать т.Калинина в папахе и белой бурке, а т.Чичерина — голым по пояс".
Так и Вас, стоит ли использовать имя "Иван Сусанин" в названии туристической фирмы, а имя "Емельян Пугачев" - для маркировки унитазов?
Вообще, придумать хороший товарный знак - дело непростое при кажущейся простоте. И последствия поспешного и/или необдуманного использования товарного знака, не подходящего данной фирме или обозначаемого этим знаком товара зачастую влияют на коммерческий успех фирмы так же, как и неудачно данное человеку имя в жизни этого человека.
Поэтому "анализируй это"(комедия Х.Рэмиса), т.е. придуманные названия, со всех возможных точек зрения, чтобы потом не было "мучительно больно"(Н.Островский).
<<<Назад, к списку вопросов