(192) Вопрос:
Обсуждалась тема, связанная с 35 классом МКТУ, где автор вопроса пишет: "А вот в отношении услуг по 35 классу, таких, как "продвижение товаров (для третьих лиц)" т.е. реализация (продажа) товаров, ситуация складывается какая-то абсурдная." Действительно, эта тема и меня занимает давно и до сих пор я не нахожу ясного ответа.
Когда-то впервые столкнувшись с этой темой, я обнаружил явное противоречие между термином, обозначающим услугу, и его трактовкой в российской практике заявителей и ФИПС. Ведь утверждение автора вопроса ("продвижение товаров (для третьих лиц)" т.е. реализация (продажа) товаров"), на мой взгляд, не верно.
Если посмотреть классификатор, то в 35 классе указано:
35 Продвижение товаров [для третьих лиц]
E 350071 Sales promotion [for others]
Перевод термина sales promotion - это "стимулирование сбыта", то есть услуга, представляющая собой организацию и проведение мероприятия, направленного на стимулирование сбыта, например, работа девушек в фирменной одежде в супермаркете в специальном, временно организованном месте, которые БЕСПЛАТНО для покупателя демонстрируют товар, и, например, дают его попробовать, если это, например, йогурт, сыр или напиток. Причем продвигают они товар не свой (не своей рекламно-промоутерской фирмы), а своего заказчика, т.е. третьего лица. Это отнюдь не продажа (торговля), а по сути дела - реклама третьих лиц, услуги в области которой и содержатся, в основном, в 35-м классе. И если фирма занимается только производством и продажей кондитерских изделий, а другая фирма хочет зарегистрировать это же наименование как ТЗ по классу трикотажных изделий, то они не должны пересекаться по 35 классу, если только обе эти фирмы не захотят заниматься предоставлением промоутерских услуг третьим лицам по продвижению товаров этих третьих лиц. К своим кондитерским изделиям и своему трикотажу эти услуги отношения не имеют.
Поэтому, на мой взгляд, корень проблемы в том, что промоутерские услуги (продвижение товаров для третьих лиц) трактуются неверно как "торговля" в силу, возможно, явного отсутствия этого вида деятельности в МКТУ. Очень хотелось бы ознакомиться с Вашим мнением по этому поводу.
С уважением, Дмитрий Анатольевич
02.04.13
Ответ:
Уважаемый Дмитрий Анатольевич,
за прошедшее время в разрешении данного вопроса достигнут существенный прогресс. В частности, согласно информационному письму Роспатента № 2 от 23.12.2011 «О формулировках терминов, идентифицирующих услуги, относящиеся к торговой деятельности, при включении их в перечень услуг 35 класса МКТУ» даны достаточно ясные определения понятий «оптовая торговля» и «розничная торговля»:
«Оптовая торговля - это торговля товарами для целей их последующей перепродажи покупателям или профессионального использования приобретателями в связи с их предпринимательской деятельностью.
Розничная торговля - это торговля товарами и оказание услуг покупателям для личного, семейного, домашнего использования, не связанного с предпринимательской деятельностью».
Также в указанном письме разграничены понятия «продвижение товаров» и «услуги торговли» либо «услуги по продаже товаров». В частности, сказано, что «продвижение товаров» - это совокупность разных мер, усилий, действий, предпринимаемых в целях повышения спроса на товары, увеличения их сбыта, расширения рыночного поля товаров. Таким образом, услуга «продвижение товаров для третьих лиц» может быть связана не только непосредственно с продажей товаров, но и, например, с рекламой. В связи с этим термин «продвижение товаров для третьих лиц» не может рассматриваться как эквивалент понятий «услуги торговли», «услуги по продаже товаров» и т.п.
И самое главное, вновь подтверждено, что «перечень товаров и услуг, содержащихся в МКТУ, не является исчерпывающим», а значит, «заявитель вправе указать товар и (или) услугу, отсутствующие в МКТУ, обозначив их точными конкретными формулировками с учетом привязки к классам МКТУ, позволяющими этот товар и (или) услугу идентифицировать».
При этом, в письме Роспатента приведены формулировки услуг по продаже товаров, которые могут быть отнесены к 35 классу МКТУ, например: «услуги по розничной, оптовой продаже товаров», «услуги магазинов по розничной, оптовой продаже товаров», «услуги по развозной продаже товаров», «услуги розничной продажи товаров по каталогу путем почтовых отправлений», «услуги розничной продажи товаров с использованием теле-магазинов или интернет-сайтов».
Уточнено также, что «Термины, обозначающие услуги по продаже товаров, могут быть использованы с уточнениями по ассортименту реализуемых товаров или по сфере деятельности, например: «услуги розничной продажи продуктов питания», «услуги оптовой продажи строительных материалов», «услуги розничной продажи семян, луковиц цветов, рассады овощных и цветочных культур, декоративных и плодовых деревьев и кустарников», «услуги розничной продажи, осуществляемые универмагами, представляющими широкий ассортимент одежды, обуви, аксессуаров, косметики и парфюмерии», «услуги универмагов по розничной продаже широкого ассортимента мебели и товаров для дома», «услуги булочных в части розничной продажи хлебобулочных и кондитерских изделий», «услуги розничной продажи товаров, осуществляемые парикмахерскими и салонами красоты», «услуги розничной продажи аптечных товаров».
Как видите, исходя из принципа «разрешено все, что не запрещено» и основываясь на разъяснении Роспатента, возможно указывать в 35 классе МКТУ услуги по продаже товаров как в целом, так и с уточнениями по их ассортименту, что вполне согласуется с намерениями торговых предприятий как участников гражданского оборота.
А поскольку письмо подписано руководителем Роспатента, нет оснований полагать, что на практике экспертиза отдела товарных знаков ФИПС будет возражать против использования указанных выше формулировок по классу 35 МКТУ.
<<<Назад, к списку вопросов