(64) Вопрос:
Добрый день.
Можно ли без последствий, с юридической точки зрения, использовать
в качестве рекламного слогана компании выражения из известных художественных
произведений? Тот же самый вопрос, но если выражения из известных
художественных произведений слегка видоизменяются (добавляется/убирается/заменяется слово, словосочетание и т.д.)
С уважением, Николай Петрович
17.02.09
Ответ:
Здравствуйте, Николай Петрович.
В данном случае нужно руководствоваться нормой п.9(1) ст.1483 ГК РФ,
согласно которой "не могут быть зарегистрированы в качестве товарных знаков
обозначения, тождественные "названию известного в РФ на дату подачи заявки
произведения науки, литературы или искусства, персонажу или цитате из такого
произведения... без согласия правообладателя, если права на соотвествующее
произведение возникли ранее даты приоритета товарного знака". Как видно,
норма закона говорит о тождественности, т.е. о совпадении всех элементов
регистрируемого обозначения и соответствующего объекта авторского права.
Поэтому, например, зарегистрировано обозначение "твойдодыр", хотя оно и
ассоциируется с известным "мойдодыр".
Несомненно, нужно обращать внимание на то, действуют ли исключительные права
на сам объект авторского права. Согласно п.1.ст.1281 ГК РФ "исключительное
право на произведение действует в течение всей жизни автора и семидесяти
лет, считая с 1 января года, следующего за годом смерти автора". Значит,
можно свободно использовать, например, произведения классиков литературы
(Пушкина, Гоголя, Толстого, Достоевского и др.), поскольку срок действия
исключительных прав на их произведения истек. В противном случае необходимо
получать разрешение владельца авторских прав или его наследников на
использование объекта авторских прав.
<<<Назад, к списку вопросов