(69) Вопрос:
Я - автор-разработчик более 10 тренинговых программ (в области психологических тренингов). Как я могу защитить данные программы? На сайте у вас в ответе на 17-й вопрос прочла, что это возможно в виде описания методик или учебного пособия.
Про пособие понятно. А можно ли патентовать описание методики? Если да, то каков порядок действий, и куда обращаться?
Являюсь также зарегистрированным индивидуальным предпринимателем (консалтинг). Что значит защитить название программы товарным знаком? Каков порядок действий, куда обращаться в этом случае? Что подразумевается под словами «соответствие названия программы требованиям ст.5 и 6 Закона»?
С уважением, Галина
10.03.09
Ответ:
Уважаемая Галина, в отношении защиты методики авторским правом могу только посоветовать опубликовать ее, что равносильно регистрации через любое общество по коллективному управлению авторскими правами, в частности РАО. Последнее ранее регистрировало методики, но в последнее время не делает это, ссылаясь на п.5 ст.1259 ГК РФ, хотя там и сказано о том, что авторские права не распространяются на "идеи, концепции, принципы, методы, процессы, системы, способы, решения технических, организационных или иных задач, открытия, факты, языки программирования". Методы, конечно, не методики, но доказать эту разницу в настоящее время не удается. Поэтому пока открыта возможность депонирования через РАО учебных пособий.
Патентование же возможно только в отношении технических решений (конструктивных или технологических), к которым методика не относится.
Попытки представить методику в виде технологии обычно не удается, т.к. последняя определяется согласно п.1 ст.1350 ГК РФ как "процесс осуществления действий над материальным объектом с помощью материальных средств", например, способ подъема козлового крана или способ получения самогона.
Поскольку Вы являетесь индивидуальным предпринимателем, возможна регистрация товарного знака (знак обслуживания) в отношении тех услуг, которые Вы оказываете (консалтинг по классам МКТУ 35,36,42 - в зависимости от профиля деятельности). То есть, зарегистрировав определенное название в сфере своих услуг (например, методика "ЛАЙТ"), вы сможете эксклюзивно пользоваться этим названием, рекламировать его, продвигать и т.д. Это позволит потребителям данных услуг отличать Вас от других лиц, оказывающих сходные услуги. Вкладывая же средства в раскрутку названия методики и владея исключительными правами на нее, Вы увеличиваете ее капитализацию в качестве нематериального актива.
Мы готовы помочь Вам в регистрации товарного знака, который после подачи заявки регистрируется Роспатентом на срок 10 лет с возможностью продления каждый раз еще на такой же срок.
Статьи 6 и 7 Закона о товарных знаках (в настоящее время ст.1483 ГК РФ) описывают требования к охраноспособности товарных знаков. Если Вы уже придумали название методики, которое хотели бы зарегистрировать в качестве товарного знака, перешлите его для предварительного анализа на соответствие указанным требованиям.
<<<Назад, к списку вопросов