Товарные знаки. Распоряжение правами. Прекращение и защита прав
ПРАВО НА ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЗНАКА
Сущность права на использование товарного знака состоит в возможности его неограниченного введения в хозяйственный оборот для обозначения производимых и реализуемых товаров, работ, услуг. Данное право носит исключительный характер, т.е. отражает монополию владельца на введение знака в оборот. Право также имеет абсолютный характер, т.е. действует в отношении всех третьих лиц. На владельце знака лежит обязанность его использования, поскольку при неиспользовании в течение 3 лет после регистрации знак может быть аннулирован по заявлению заинтересованного лица. Примечательно, что бремя доказывания использования знака при этом лежит на его владельце.
Использованием товарного знака согласно п.2ст.1486 ГК РФ считается его использование, в том числе с незначительными изменениями, самим правообладателем или другим лицом по лицензии или под контролем правообладателя. Последнее положение позволяет использовать знак без регистрации лицензии, т.к. для продавца товаров, маркированных знаком производителя, достаточно договора поставки, комиссии, продажи, дилерского или другого гражданского договора. Например, в таких договорах можно писать: «Производитель (поставщик) гарантирует, что поставляемые товары произведены с соблюдением прав на товарные знаки, которыми маркируется продукция производителя, а также то, что поставка товаров покупателю и ее последующая реализация производится с соблюдением указанных прав и под контролем производителя».
Владелец знака для оповещения о своем исключительном праве может согласно ст.1485 ГК РФ использовать рядом с товарным знаком знак охраны (ранее назывался «предупредительная маркировка»), выполняющий как рекламную, так и правовую функцию, предупреждая возможных нарушителей о правах владельца. Интересно, что использование предупредительной маркировки в отношении незарегистрированного товарного знака предусмотрено ч.2 и 3 ст.180 Уголовного кодекса РФ и в случае неоднократности или крупного ущерба карается значительными штрафами или лишением свободы. Тем не менее, нам неизвестны реальные случаи уголовного преследования за это нарушение.
Согласно ст.1485 ГК РФ знак охраны может указываться в виде латинской буквы "R" или латинской буквы "R" в окружности (®), либо словесного обозначения "товарный знак" или "зарегистрированный товарный знак". Тем не менее, широко используются также обозначения «trademark», «торговая марка», «TM», «SM» и другие.
Товарный знак действует 10 лет со дня подачи заявки на регистрацию, с возможностью продления каждый раз на 10 лет по ходатайству владельца и при оплате пошлины.
Распоряжение правом на товарный знак (ст.1487-1490 ГК РФ) может осуществляться в форме отчуждения (уступки) прав или предоставления прав на использование знака (лицензии).
Отчуждение прав может быть полным или частичным, в зависимости от того, в отношении всех или части товаров и услуг уступается знак. Уступка должна быть возмездной, но конкретные условия можно вынести за рамки договора, например, в дополнительное соглашение. Уступка не допускается, если при этом может вводиться в заблуждение потребитель товаров и услуг относительно товара или его производителя. Например, в случае уступки знака, когда у его прежнего владельца остается сходное фирменное наименование, потребитель может заблуждаться в отношении производителя товара.
Лицензия на использование товарного знака может предоставляться от лицензиара (владельца знака) к лицензиату в отношении определенного объема прав, на определенный срок, условия и территорию действия. Необходимым является также соблюдение качества товаров и услуг требованиям, устанавливаемым лицензиаром.
В зависимости от объема передаваемых прав различают исключительную и неисключительную лицензию. Первая позволяет лицензиату предоставлять сублицензии и лишает владельца знака права давать лицензии другим лицам. Вторая оставляет за владельцем знака право давать лицензии другим лицам.
Право на использование товарного знака предоставляется также на основе договора коммерческой концессии (франшизы), представляющий собой по сути метод ведения бизнеса под маркой известной фирмы.
Все вышеуказанные виды договоров подлежат обязательной регистрации Роспатентом и без нее недействительны.
Более подробно вопросы лицензирования различных объектов ИС будут рассмотрены в одной из последующих статей.
Прекращение исключительного права на товарный знак (ст.1512-1514 ГК РФ)происходит по двум мотивам:
1) при оспаривании регистрации знака - с момента регистрации, по следующим основаниям:
- с нарушением п.1-5,8,9 ст.1483 ГК РФ, в том числе по «абсолютным основаниям» (см.предыдущую статью), а также при тождестве или сходстве до степени смешения с ранее зарегистрированными фирменным наименованием или коммерческим обозначением, либо при тождестве с объектами авторских прав (названию произведения, персонажу или цитате, его фрагменту), личных прав (имени, псевдониму, портрету или факсимиле известного лица), с промышленным образцом, знаком соответствия, доменным именем;
- с нарушением п.6,7 ст.1483 ГК РФ, по «относительным основаниям», при тождестве или сходстве до степени смешения с имеющими более ранний приоритет товарными знаками и заявками на них, общеизвестными знаками, наименованиями мест происхождения товаров;
- с нарушением норм ст.1478 ГК РФ (право на товарный знак может иметь юр.лицо или предприниматель);
- с нарушением норм п.3 ст.1508 ГК РФ (ввиду более раннего приоритета общеизвестного знака);
- если регистрация знака предоставлена на имя агента или представителя лица, владеющего знаком в одном из государств – участников Парижской конвенции;
- в случае признания злоупотребления правом или недобросовестной конкуренции со стороны владельца знака;
2) ввиду прекращениия правовой охраны знака - с определенного момента, по следующим основаниям:
- в связи с истечением срока действия исключительного права на товарный знак;
- прекращением прав на коллективный знак по решению суда, при его использовании на товарах, не обладающих едиными характеристиками;
- в связи с неиспользованием знака (ст.1486 ГК РФ)
- в случае прекращения юр.лица или деятельности предпринимателя, т.е. владельца знака;
- в случае отказа владельца знака от права на него;
- в случае превращения знака в обозначение, вошедшее во всеобщее употребление как обозначение товаров определенного вида (например, «нейлон», «примус», близки к этому «ксерокс», «памперс»)
- в случае утраты общеизвестным товарным знаком признаков, установленных п.1ст.1508 ГК РФ (знак перестал быть широко известен в РФ среди потребителей в отношении товаров владельца знака);
- при переходе права на знак к другому лицу без заключения договора (ст.1241 ГК РФ) с владельцем знака: в порядке универсального правопреемства (при наследовании, реорганизации юр.лица), а также при обращении взыскания на имуществе владельца знака. В этом случае должно быть доказано, что такой переход права вводит потребителей в заблуждение относительно товара или его производителя.
НАРУШЕНИЕ И ЗАЩИТА ПРАВ НА ТОВАРНЫЙ ЗНАК
В действующем ГК РФ п.3 ст.1484 указывается, что «никто не вправе использовать без разрешения правообладателя сходные с его товарным знаком обозначения в отношении товаров, для индивидуализации которых товарный знак зарегистрирован, или однородных товаров, если в результате такого использования возникнет вероятность смешения».
При этом согласно п.1.ст.1515 ГК РФ «товары, этикетки, упаковки товаров, на которых незаконно размещены товарный знак или сходное с ним до степени смешения обозначение, являются контрафактными».
В то же время, использование чужих товарных знаков приобретает все большие масштабы. Несомненно, для введения в оборот разработанного собственными силами товарного знака требуются огромные затраты и время, а приобрести лицензию или франшизу на известный бренд – значительные средства. Паразитировать же на чужих брендах, снимая пенки без особых затрат, весьма заманчиво. Как следствие – прямое или завуалированное заимствование чужих знаков, причем даже с формально законной регистрацией таких знаков.
Способов много, вот некоторые из них. Например, незаконно используются и даже регистрируются в России знаки известных зарубежных фирм, выходящих на российский рынок и не успевших провести такую регистрацию. Полностью имитируется дизайн упаковки или этикетки известного производителя, но словесные знаки на них заменяются другими словами, выполненными тем же шрифтом (так было, например, с продукцией фирмы «Бондюэль»). Расчленяют понравившийся чужой знак на несколько частей, т.е. регистрируются две части знака раздельно. А при совмещении - получается известный, хорошо раскрученный знак, и предъявить претензии становится непросто.
Также отслеживается поддержание чужих знаков в силе, а при задержке оплаты пошлины они аннулируются и захватываются. Захват может быть произведен уже на самом начальном этапе, в процессе разработки и проверки товарного знака на новизну ввиду утечки информации. Еще одним эффективным способом "кражи" товарного знака является отслеживание срока неиспользования понравившегося знака. Зачастую владелец знака, зарегистрировав его, не успевает в течение 3 лет ввести его в оборот, что вполне достаточно для аннулирования знака.
ЗАЩИТА ПРАВ НА ТОВАРНЫЙ ЗНАК
Одноименная статья 1515 ГК РФ в основном ограничивается перечислением способов защиты:
- правообладатель вправе требовать изъятия и уничтожения контрафактных товаров, этикеток, упаковок с незаконно используемым товарным знаком или сходным с ним до степени смешения обозначением
-аналогичное требование касается удаления товарного знака с материалов, сопровождающих выполнение работ и оказание услуг, в том числе с документации, рекламы, вывесок
-правообладатель вправе требовать вместо возмещения убытков выплаты компенсации от 10 тыс. до 5 млн.руб. по усмотрению суда, либо в двукратном размере стоимости товаров, на которых незаконно размещен товарный знак или двукратном размере стоимости права использования знака исходя из цены, взимаемой за правомерное использование знака.
В то же время, необходимо рассмотреть неюрисдикционную и юрисдикционную формы защиты аналогично тому, как это было сделано ранее в отношении объектов патентного права.
Неюрисдикционная форма защиты включает меры самозащиты потерпевшим, в частности:
-письменное обращение (претензия) к лицу, нарушившему право;
-публичное заявление владельца знака с целью отстранения от нарушителя;
-отказ от действий, противоречащих договору;
-задержка лицензионных платежей;
-использование технических средств защиты, например, голографических наклеек на товаре.
Юрисдикционная форма защиты включает административно-правовые, гражданско-правовые и уголовно-правовые процедуры.
Административно-правовая защита предполагает возможность обращения в Палату по патентным спорам, в антимонопольные органы, органы потребительского надзора, таможенные органы, правоохранительные органы (в рамках административного дела согласно ст.14.10 КоАП – незаконное использование товарного знака).
Гражданско-правовая защита ввиду характера спора осуществляется через арбитражные или третейские суды.
Помимо перечисленных выше со ссылкой на ст.1515 ГК РФ способов защиты владелец товарного знака вправе требования признания своих прав на этот знак, восстановлении положения до нарушения права и пресечения дальнейших нарушений, возмещении причиненных убытков в полном объеме, а также публикации судебного решения в целях восстановления деловой репутации.
Уголовно-правовая защита (ст.180 УК РФ) правомерна в случае незаконного использования чужого знака для однородных товаров, если налицо крупный ущерб или подтверждены факты неоднократных нарушений прав владельца знака. Субъектом данного преступления может быть как предприниматель, так и руководитель фирмы, нарушающей права законного владельца товарного знака, например, выпускающей контрафактные товары под маркой известной фирмы.
Помимо перечисленных форм и способов защиты, владелец товарного знака может предпринимать самостоятельные превентивные меры, снижающие риск захвата его знака и незаконного использования.
К ним можно отнести, например, регистрацию целого «блока» вариантов знака с некоторыми изменениями, например, различающихся по дизайну, цветовой гамме и т.д., а также регистрация каждые несколько лет новой модификации знака, во избежание аннулирования по неиспользованию. Важна своевременная регистрация знака сразу же при открытии новой фирмы. Необходимо постоянно отслеживать и пресекать попытки конкурентов использовать Ваш знак.
Выгодин Борис Анатольевич,
Vygodin & partners
Генеральный директор, к.т.н.
патентный поверенный РФ,
Евразийский патентный поверенный
Примечание. Статья была издана в октябре 2008 года в журнале "The Angel investor".
С оригинальной (отсканированной) версией материала можно ознакомиться здесь >>>
|